ВИНЬОЛА, ДЖАКОМО ДА

ВИНЬОЛА, ДЖАКОМО ДА (Vignola, Giacomo da), иначе Джакомо Бароцци или Джакомо Бароцио (родился 01.10.1507, Виньола, Болонья — умер 07.07.1573, Рим), архитектор, вместе с Андреа Палладио и Джулио Романо работал в маньеристском стиле и предвосхитил в своем творчестве стиль барокко. Получив образование в Болонье, Виньола в 1530 годах поехал в Рим, где сделал рисунки на историческую тематику для планировавшегося издания научного труда Витрувия по архитектуре. В 1541 — 1543 годах провел 18 месяцев при дворе Франциска I в Фонтенбло в Париже, где, по всей видимости, он познакомился со своим земляком из Болоньи Себастьяно Серлио и художником Приматиччио. Вернувшись о Италию, он построил дворец Бокки в Болонье, затем отправился в Рим (около 1550), где был назначен архитектором Папы Римского Юлия III. В 1551 —1555 годах построил для него виллу Джулия в сотрудничестве с Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати. Вилла представляла собой летнюю резиденцию, построенную по образцу античных вилл, описанных Плинием Младшим, с небольшим жилым помещением и изысканным садом. В 1554 году он построил церковь СантАнд реа на близлежащей Виа Фламиниа — первую церковь с овальным куполом, прямоугольную в плане. При строительстве церкви СантаАнна деи Палафре ньери (строительство началось около 1572) Виньола развил идею овального плана, этот образец стал самым популярным у архитекторов барокко 17 века. Самым значительным проектом Виньолы была главная иезуитская церковь Иль Джезу в Риме, строительство которой он начал в 1568 году. Виньола умер, когда строительство еще не было завершено, тем не менее главный план принадлежит ему: для создания впечатления обширного внутреннего пространства проходы отнесены к боковым часовням. Получавшийся таким образом широкий неф церкви усиливал торжественность службы. Этот образец перенимался по всей Европе в период Контрреформации. После смерти своего покровителя Юлия III в 1555 году Виньола главным образом работал для семейства Фарнезе. Пост роил дворец Фарнезе в Канрароле, недалеко от Вигербо. План дворца был сделан ранее Антонио да Сангалло и Бальдассаре Перуцци. Стремление к классике Виньолы воплотилось в его работе “Правило пяти ордеров архп тектуры” 1562 года, которая на протяжении трех столетий оставалась основ ным учебником но архитектурным ордерам. Ему также принадлежит работа над проблемой перспективы “Le due regole della perspettiva pratica”, которая была издана после его смерти (1583) и просуществовала недолго.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную