НЕОГОТИКА, ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНЕОГОТИКА, ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (Gothic Revival), архитектурный стиль, черпавший вдохновение в средневековой архитектуре и противостоящий неоклассическому возрождению в Соединенных Штатах и Великобритании; на континенте можно найти только отдельные примеры этого стиля. Наиболее ранним примером возрождения элементов готической архитектуры является дом английского писателя Горация Уолпола — Стробери-Хилл. Как и во многих других зданиях периода ранней неоготики в основном использовалась ради своих живописных и романтических качеств, при малом обращении внимания на конструкционные недостатки или несоответствие здания своим функциям. Другим древним примером тенденции к использованию орнамента и украшений является, построенное Джеймсом Вья том, аббатство Фонт Хилл — сельский дом с башней высотой 82 м. Мало что может ярче проиллюстрировать как непрактичность использования, так и романтические ассоциации со средневековьем. Наиболее ранние проявления ностальгии по архитектуре готики относятся к частным постройкам, однако к 1820 годам общественные здания в Англии также начинают проектироваться в готическом стиле. Возможно наиболее известный пример данной архитектуры — новые здания Парламента (1840) спроектированные сэром Чарлзом Бэрри и А. В. Н. Пуджином. В большой группе зданий бессис темное живописное заимствование уступило место более сознательной адаптации средневекового английского стиля. Все другие постройки середины того века придерживались этого принципа. Позднее, стремление к большей элегантности строений привело к последнему периоду расцвета стиля. В Соединенных Штатах архитекгу ра в этом стиле также может быть подразделена на две группы. Первая, яркая, но относительно любительская по подходу, представлена церковью Тринити, Ричарда Апджо на (НьюЙорк, 1840). Этому стилю так же, как и в Англии, отдавалось предпочтение при постройке поместий знати. Поздний стиль, археологически бо лее корректный, вдохновил создателей на такие постройки, как Собор святого Патрика Рейнвика (Нью-Йорк, 1859-1879) и преобладал при построй ке общественных зданий. Существовало несколько причин перехода от неоклассического стиля к неоготике, однако можно выделить три наиболее важные. Первая — это литературный интерес к средневековью, вдохновленный всеобщей революцией Романизма, который породил готические рассказы и романы. Относя место действий своих романов в средневековые времена, такие авторы, как Уолпол и особенно сэр Вальтер Скотт, содействовали развитию ностальгии по средневековым временам. Другим проявлением этой тенденции было изображение в различных пейзажах развалин средневековых замков и аббатств. Вторая причина — это статьи архитектурных теоретиков, заинтересованных в той или иной степени в церковной реформе, в перене сении литургического величия готическои архитектуры в их время. Третьей причиной, которая усиливала религиозное и духовное влияние всех вышеперечисленных, являлись произведения Джона Рес кина “Семь маяков архитектуры” (1849) и “Камни Венеции” (1853), которые были широко популярны в те времена. Рескин доказывал в своих произведения, что качество произведений средневековых мастеров символизирует ду ховное превосходство образа жизни того периода над современным и побуждал вернуться к нему. Статьи французского архитектора Юджина Эммануэля Виолетта леДюка создавали необходимую атмосферу для возрождения готи чеекого стиля в архитектуре. В то же время его работы являлись весьма слабым подобием готике, а его реставрационные проекты выдуманными. Тем не менее неоготика останется наиболее сильным и долгим из всех возрожденных стилей 19 века. Несмотря на то что движение стало терять свою силу в третьей четверти 19 века, здания церквей и институтов высшего образования в Англии и Соединенных Штатах все еще строили в готическом стиле вплоть до начала 20 века. Только с появлением новых конструкционных материалов и усилением тенденций к функционализму построек движение по возрождению готического стиля исчезло. |
![]() |